ПОЛИОМИЕЛИТ И ВАКЦИНАЦИЯ ОТ НЕГО
Ранее я уже немного писал об этом грозном заболевании, но в первую очередь в историческом плане. Сейчас бы хотел остановится на этом подробнее, особенно в связи с последними изменениями в национальном прививочном календаре.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БОЛЕЗНИ
Вначале немного о заболевании. Полиомиелит – это острое инфекционное заболевание человека, которое вызывается 3 серотипами полиовируса (типы 1, 2 или 3). Там, где санитарные условия плохие, эти вирусы, в основном, распространяются фекально-оральным путем, в то время как воздушно-капельный путь передачи
доминирует в условиях высокого уровня санитарии. Однако в большинстве случаев, вероятно, наблюдается смешанная схема передачи.
Вакцинные вирусы имеют аналогичные пути передачи. Так что полным бредом являются заявления того же Котока, неоднократно высказываемые им на форуме, что заразиться вакцинным вирусом непривитому от привитого ОПВ можно только вкусив его фекалии. В тесных коллективах, например, в группе детского сада, вакцинация более 80% детей ОПВ приведет к тому, что реально провакцинированы будет все 100% за счет пассивной передачи вакцинного вируса. А это риски получить ВАПП ранее непривитому, о которых будет сказано далее.
До внедрения вакцинации фактически ВСЕ дети заражались полиовирусом, и приблизительно у одного на 200 восприимчивых лиц развивался паралитический полиомиелит
. Более того, перенесенное заболевание, вызванное одним из серотипов вируса не формирует защиты от других серотипов, так что переболеть можно несколько раз.
В большинстве случаев полиовирусная инфекция вызывает бессимптомную вирусную репликацию в пищеварительном тракте. Однако после инкубационного периода, который составляет в среднем 7-10 дней (от 4 до 35 дней), у почти 24% инфицированных развиваются такие клинические признаки, как лихорадка, головная боль и фарингит (называется малой болезнью). Паралитический полиомиелит развивается среди менее 1% случаев инфицирования и наблюдается, когда вирус проникает в центральную нервную систему, где происходит его репликация в клетках передних рогов (моторные нейроны) спинного мозга.
В зависимости от степени поражения моторных нейронов временный или постоянный паралич пораженных мышц может последовать. В редких случаях вирусная деструкция бульбарных клеток приводит к параличу дыхательных мышц и даже остановке дыхания. Типичным неврологическим проявлением паралитического полиомиелита является острый вялый паралич (ОВП) конечностей, преимущественно нижних; паралич обычно асимметричный, и сенсорика остается ненарушенной. Стойкий паралич и в результате возникающие деформации являются обычным следствием полиомиелита. Летальность среди заболевших паралитическим полиомиелитом варьирует от 2 до 20%, но существенно выше в случае бульбарного поражения, особенно среди подростков и взрослых.
Лечения полиомиелита не существует.
ПОЛИОМИЕЛИТНЫЕ ВАКЦИНЫ
Существует два типа полиомиелитных вакцин, они широко распространены и уже много лет их эффективно используют в борьбе с паралитическим полиомиелитом:
1. Вводимая инъекционным путем инактивированная полиомиелитная вакцина (ИПВ), разработанная Солком и внедренная в практику в 1950-х годах. Все современные версии ИПВ обладают более высокой антигенностью, чем первое поколение вакцин, и они иногда называются ИПВ повышенной активности.
ИПВ является одной из наиболее безопасных вакцин, применяемых для плановой иммунизации, независимо от того, используется она в виде комбинации или нет; нет доказательств наличия причинно-следственной ее связи с поствакцинальными побочными проявлениями, за исключением местных - эритемы (0,5-1%), уплотнения (3-11%) и болезненности (14-29%).
Существенным недостатком ИПВ является то, что даже после 3 – 4 иммунизаций ИПВ не вызывает образования местного иммунитета в кишечнике и не способна прерывать циркуляцию полиовируса. Но все же 4 дозы ИПВ формируют местный секреторный иммунитет на слизистых носоглотки, менее выраженный, чем после ОПВ, но достаточный для существенно снижения рисков носоглоточного носительства диких полиовирусов и воздушно-капельного пути его передачи.
2. Пероральная живая аттенуированная (ослабленная) полиомиелитная вакцина (ОПВ), созданная Сэбиным и внедренная в практику в 1960-х годах. ОПВ является средством выбора для ликвидации полиомиелита, особенно в районах, где дикий вирус полиомиелита появился недавно или циркулирует в настоящее время и/или на территориях, где в связи с неудовлетворительным санитарным состоянием требуется обеспечение оптимальной барьерной защиты слизистых оболочек от циркулирующего дикого вируса. В большинстве стран, которые внедрили вакцинацию против полиомиелита в те ранние годы, ОПВ заменила ИПВ из-за более легкого ее введения, большей ее пригодности для массовых кампаний по вакцинации, превосходного индуцирования местного кишечного иммунитета и меньшей стоимости ее производства. В 1974 г. ОПВ была рекомендована в качестве компонента Расширенной программы иммунизации.
ОПВ состоит из живых аттенуированных полиовирусов, полученных пассажем их оригинальных штаммов дикого полиовируса на нечеловеческих клетках, что приводит к получению 3-х вакцинных штаммов (Сэбин 1, Сэбин 2 и Сэбин 3). Аттенуирование приводит к значительно меньшей нейровирулентности и снижению трансмиссивности.
Хотя ОПВ является безопасной вакциной, побочные проявления редко могут наблюдаться. Вакциноассоциированный паралитический полиомиелит (ВАПП) является наиболее важным из этих редких побочных проявлений. Клинически случаи ВАПП неотличимы от полиомиелита, вызванного ДПВ, но могут быть дифференцированы при лабораторном обследовании. Заболеваемость ВАПП, по расчетам, составляет ежегодно 4 случая на 1 000 000 родившихся в странах, применяющих ОПВ.
До 1997 г., когда в США использовалась только ОПВ, как вакцина против полиомиелита, риск появления ВАПП среди реципиентов после получения первой дозы вакцины оценивался, как 1 случай на 750 000 детей. В промышленно развитых странах риск появления ВАПП резко снижается (более чем в 10 раз) с приемом последующих доз, тогда как в развивающихся странах это снижение более постепенное, возможно, как следствие меньшей эффективности вакцины. ВАПП наблюдается как среди вакцинированных, так и неиммунизированных контактных с ними лиц.
В течение первых 1-3 недель после вакцинации большинство неиммунных реципиентов вакцины выделяет вирус через носоглоточные выделения и испражнения. Среди незащищенного населения эти вакцинные вирусы легко передаются внутри и за пределами семейств, вызывая ненамеренную защиту неиммунных лиц или бустерный эффект на иммунитет других лиц. Хотя ненамеренная диссеминация расширяет влияние ОПВ на здравоохранение, это является важным преимуществом вакцины.
ОПВ была вакциной выбора для борьбы с эндемиями и эпидемиями полиомиелита в большинстве территорий мира, поскольку значительно превосходила ИПВ в индуцировании местного кишечного иммунитета с целью снижения распространения дикого полиовируса; эта вакцина также вызывает долгосрочный иммунитет; может активизировать иммунитет за счет бустерного ее введения и опосредованно иммунизировать других лиц за счет распространения вакцинных штаммов вирусов; ее легко вводить и она значительно дешевле, чем ИПВ. В большой степени глоточный местный иммунитет, индуцированный ИПВ, может быть сравним с вызываемым ОПВ, но ИПВ имеет значительно меньшее влияние, чем ОПВ, на репликацию и выделение полиовируса в тонком кишечнике.
РЕКОМЕНДАЦИИ ВОЗ ПО ВАКЦИНАЦИИ
Перед тем, как перейти к национальному календарю вакцинации от полиомиелита и последним изменениям в нем, думаю, правильным будет посмотреть, что рекомендует Всемирная организация здравоохранения для защиты от полиомиелита в различных странах.
Только ОПВ, включая дозу при рождении (известную как нулевая доза, т.е. не берется в расчет при первичной серии прививок), рекомендуется во всех эндемичных странах и в странах высокого риска относительно завоза вируса и его последующего распространения. Доза при рождении должна вводиться при рождении или как можно скорее после рождения, для того чтобы повысить уровень сероконверсии при последующих прививках и индуцировать местный кишечный иммунитет до того, как кишечные патогенные микроорганизмы могут повлиять на иммунный ответ. Кроме того, введение первой дозы ОПВ, когда младенец все еще защищен материнскими антителами, может, по крайней мере, теоретически предотвратить ВАПП. Даже в случаях перинатальной ВИЧ-инфекции ранняя прививка ОПВ хорошо переносится, и пока не зафиксирован дополнительный риск развития ВАПП среди таких детей.
Только ОПВ, предпочтительно с дозой, вводимой при рождении, также рекомендуется всем странам с умеренной или высокой вероятностью передачи дикого полиовируса, которая отражает силу инфекции (сила инфекции определяется, в основном, уровнем охвата прививками, санитарными условиями и общим социально-экономическим статусом).
Доза ОПВ при рождении не рассматривается как обязательная в странах, где риск передачи полиовируса невысок, даже если вероятность завоза высокая или очень высокая.
Используя уровень охвата 3 дозами плановых прививок против полиомиелита, как основной определитель вероятности передачи, ВОЗ на основании экспертной оценки рекомендует странам очень высокого риска завоза дикого полиовируса не использовать календарь последовательного введения ИПВ-ОПВ, если охват прививками не достигает приблизительно 95%, или, где риск завоза ниже, охват должен достигать приблизительно 90%. Там, где используется календарь последовательного введения ИПВ- ОПВ, первоначальное введение 1 или 2 доз ИПВ должно сопровождаться введением 2 или более доз ОПВ с тем, чтобы обеспечить достаточного уровня защиту в кишечнике и снизить бремя ВАПП. Использование только ИПВ может рассматриваться в качестве альтернативы использованию только ОПВ (или последовательное введение ИПВ-ОПВ) только в странах, в которых имеется наименьший риск как завоза дикого полиовируса, так и его передачи.
СИТУАЦИЯ В РОССИИ
Много шума вызвало решение Минздравсоцразвития поправить Национальный календарь прививок. В этом календаре детей иммунизируют против полиомиелита 6 раз в возрасте 3; 4,5; 6; 18 и 20 месяцев, а также в 14 лет. Первые три иммунизации до года раньше проводили только инактивированной полиомиелитной вакциной (или инактивированным компонентом комбинированных вакцин), а три ревакцинации после года – живой оральной полиомиелитной вакциной.
С 2011 только две первые иммунизации будут проводиться инактивированной вакциной, а третья в 6 месяцев и три ревакцинации – живой оральной. Две начальные иммунизации инактивированной вакциной создают грунд-иммунитет к трём серотипам ослабленных вакцинных штаммов вируса полиомиелита, гарантирующий предотвращение такого осложнения вакцинации живой полиомиелитной вакциной как вакциноассоциированный полиомиелит.
В 2009 в России, благодаря комбинированной схеме (инактивированная затем живая) вакцинации не было ни одного случая острого паралитического полиомиелита и ни одного случая вакциноассоциированного полиомиелита. В 2010 было 17 случаев (14 у детей) острого паралитического полиомиелита (занос дикого штамма из Таджикистана) и 5 случаев полиомиелита, вызванного живой вакциной, которые возникли с октября по декабрь 2010.
Появление вакциноассоциированного полиомиелита обусловлено, по-видимому, применением во время туровых иммунизаций живой вакцины у детей (фактически, а не по записям в картах) ранее не вакцинированных инактивированной, либо в случаях недиагносцированной иммунодефицитности. В результате прошлогодней эпидемии полиомиелита в Таджикистане и заноса диких штаммов вируса, Россия в 2010 потеряла статус страны, свободной от полиомиелита. Так что, замена инактивированной вакцины при третьей иммунизации у полугодовалых детей – это не возврат в прошлое, а шаг в реальность – нормальная противоэпидемическая мера, соответствующая рекомендациям ВОЗ.
Практические причины, вынудившие перейти на такую схему, связаны с недостаточностью охвата вакцинацией от полиомиелита и крайне жесткими из-за этого требованиями по исключению циркуляции дикого полиовируса. Ведь в том нет вины непривитых детей, что их родители, будучи сами привитыми, отказываются от элементарных мер по профилактике заболеваемости полиомиелитом. Это не их самостоятельное и обдуманное решение, чтобы можно было сказать – ну и черт с вами. И не надо забывать о других категориях детей, уязвимых перед инфекцией – дети, которые в силу своего возраста или реальных, а не высосанных из пальца, медицинских противопоказаний еще не получили 3-4 дозы вакцины для формирования достаточного иммунитета.
И это еще одна из причин начала вакцинации ОПВ с 6-ти месяцев – гарантировать достаточный защитный гуморальный иммунитет можно только после 4-й дозы ИПВ, а это полтора года. 2хИПВ + 1хОПВ дает неплохую защиту уже с 6-ти месяцев.
Но как в этом случае быть прививаемым Пентаксимом (на данный момент единственный вариант вакцины с бесклеточным коклюшевым компонентом с России)? На данный момент (с оговоркой, которую приведу ниже) отказываться от него в пользу отечественной АКДС + ОПВ ради «блага ближнего» смысла никакого не вижу. Да, Пентаксим и его ИПВ-компонент не в состоянии повлиять на циркуляцию дикого полиовируса в популяции, но он в состоянии на данный момент (с нижеследующей оговоркой) обеспечить адекватную защиту вакцинируемому ребенку. А о непривитых детях пускай думают их родители.
Полагаю, что две последние иммунизации в 18 мес. и 14 лет у детей, получивших Пентаксим с ИПВ-компонентом, будут выполнены ОПВ, что и восполнит недостачу иммуногенности в части формирования секреторного иммунитета. Осмыслив текущую ситуацию с полиомиелитом в России, именно такой схемы я планирую придерживаться для своего младшего ребенка – ревакцинировать его в возрасте полутора лет ОПВ после 4 доз Пентаксима, параллельно с ним вакцинировав и старшего, который привит только ИПВ.
И на последок об оговорке, о которой реешь шла выше. Для России на данный момент она имеет исключительно теоретический характер, так как вспышки полиомиелита, вызванные диким полиовирусом, имеют локальное значение, все они ликвидированы на данный момент, уровень носительства дикого полиовируса населением ничтожно мал, большинство взрослого населения вакцинировано ОПВ, поэтому не может поддерживать такое носительство. Но в случае неблагоприятного развития ситуации учитывать ее надо.
Речь идет о следующем – в странах эндемичных по полиомиелиту у взрослого населения поддерживается очень высокий титр специфических к полиомиелиту антител, во время беременности эти антитела трансплацентарно (грудное вскармливание здесь абсолютно не при чем) попадают к кровь плода. Соответственно, новорожденный имеет высокий титр пассивных материнских антител к полиомиелиту, которых еще достаточно в крови ребёнка в возрасте 6 месяцев, а полное их исчезновение происходит в возрасте около года, и которые теоретически снижают сероконверсию в ответ на введение ИПВ. Что в итоге может привести к тому, что ИПВ может не обеспечивать необходимый уровень защиты грудных детей в эндемичных по полиомиелиту странах. А первая ревакцинация от полиомиелита только в полтора года, а до этого времени ребенок потенциально может быть уязвим.
Кстати, это еще одна из причин по которой можно рекомендовать в случае схемы только ИПВ вторую ревакцинацию ИПВ в 20 мес.
Но еще раз повторю, что для России данная ситуация пока не актуальна, а что будет дальше – посмотрим. Определенным образом эту ситуацию будет нивелировать тот факт, что эти дети слабоорганизованы в какие-либо коллективы.
Но и даже в случае подобного неблагоприятного развития ситуации отказываться он Пентаксима с ИПВ-компонентом (или что там еще будет из комбинированных вакцин) смысла нет. Проще и лучше дополнительно и одновременно с ним, начиная с третьей дозы, вакцинировать ребенка ОПВ – такая схема является не только допустимой, но и наиболее эффективной.
И еще российская инструкция на Имовакс полио уже с прошлого года поменялась, чтобы соответствовать новому национальному календарю. И сейчас дословно она звучит так:
"Курс вакцинации состоит из 3 инъекций одной дозой вакцины с интервалом не менее 1 месяца.
Первую ревакцинацию осуществляют через 1 год после третьего введения вакцины. Последующая ревакцинация осуществляется каждые 5 лет до достижения пациентом возраста 18-ти лет и затем через каждые 10 лет.
В соответствии с национальным календарем профилактических прививок РФ, курс вакцинации против полиомиелита состоит из 3-х введений препарата с интервалом 1,5 месяца, в возрасте 3, 4,5 и 6 месяцев соответственно.
Детям, у которых иммунизация Имовакс полио по какой-либо причине была ограничена одной или двумя прививками, последующие прививки против полиомиелита могут осуществляться живой аттенуированной вакциной в сроки, определяемые национальным календарем профилактических прививок"