Здравствуйте. Для начала посоветую, чего не делать: не "наезжать" на дочь за то, что она пока не знает, как ей разобраться со своим страхом. Это усугубит ситуацию. У девочки барьер с принятием того, что исходит из неё, дилемма, выраженная в метафоре тела: удовольствие или правильность (мне легко и приятно, или я хорошая). Многое в ее дальнейшей жизни будет зависеть от того, как она эту дилемму разрешит и разрешит ли, или внутренний конфликт останется в подавленном виде. Конфликт разрешится тем здоровее, чем меньше противоречия, а значит, и нервного напряжения останется между удовольствием и правильностью.
Все дети в возрасте от двух до пяти так или иначе решают для себя этот вопрос. Кто-то легче, кто-то труднее, а у кого-то он так и остается не решенным, осложняя всю дальнейшую жизнь. Усложняет решение вопроса детям, прежде всего, то, как и насколько он решен у самих родителей. От этого зависит, как они воспринимают встречу ребенка с этим вопросом и как ведут себя при этом: доверяют ли ребенку и его способности решить вопрос, поддерживают в нем эту уверенность, либо нервничают, злятся на ребенка, начинают воевать с ним и стремятся побыстрее избавиться от самой ситуации, прекратить это все. Последнее наблюдается, когда у родителя этот вопрос решен в пользу "быть хорошим", в результате "легко и приятно" у него получается по остаточному принципу, родительская "норма" сдвинута в сторону долженствования. Поэтому ситуация, когда эту же задачу решает ребенок, вызывает у родителя все вытесненные в бессознательное переживания по поводу того, как этот вопрос недорешен у него самого. Дорешивать вопрос родитель не намерен, поэтому по сути злится на ребенка не столько за причиненные бытовые неудобства, сколько за напоминание о вопросе. У ребенка же этого сдвига нет. Удовольствие для него безусловно и жизненно важно и хорошим, правильным быть - тоже. Он просто пока не понял, как ему это сочетать, вроде кубиков в конструкторе. И, как кубики в конструкторе, они для него не противоречат друг другу. Противоречивость привносится исключительно состоянием и отношением родителей. Этим же усложняется задача сочетания "кубиков".
Родительская помощь и поддержка ребенку в такой ситуации заключается в том, чтобы родитель перестал злиться и нервничать по поводу ситуации. Подчеркну: не сдерживался внешне, продолжая злиться и нервничать в душе - это еще хуже, а действительно расслабился бы. Это возможно, если родитель готов взять на себя ответственность за свои переживания, то есть смотреть на них не как на чувства "причиненные" поведением ребенка, а как на чувства, вызванные его собственным противоречием, нерешенным комфортно для него этим же вопросом. А поведение ребенка и все другое, что может напомнить об этих чувствах, помочь им всплыть на поверхность - лишь то, что обнажает собственную душевную проблему. И дальше, если приняли ответственность за переживания, проживать свои чувства в момент их появления, наполняясь ими с дыханием, с движениями тела, выражая их мимикой, голосом, поведением. Тогда Вы и от ребенка не закроетесь, он будет чувствовать Вас близко и не будет чувствовать от Вас осложняющей его задачку неприятия его самого, враждебности. И Ваши искренние реакции на ребенка, на какашки на полу и пр. будут естественны и не отягощены Вашими собственными психологическими задачками. Эти процессы окажутся разделены и каждый направлен в свое русло.
Как у Вас откликаются мои комментарии, какие вопросы вызывают?