Вряд ли сибмамам нужно представлять Людмилу Петрановскую - психолога, члена Ассоциации специалистов семейного устройства «Семья для ребенка», лауреата Премии Президента РФ в области образования. На прошедшей недавно в Новосибирске научно-практической конференции «Вместе в будущее», посвященной обсуждению новых методов работы в сфере защиты детства, она выступила с докладом «Травма приемного ребенка: проявление и реабилитация».
Организаторами мероприятия стали детский благотворительный фонд «Солнечный город», министерство социального развития региона и департамент по социальной политике мэрии Новосибирска.
Хотя выступление Петрановской было адресовано, в первую очередь, специалистам и семьям с приемными детьми, нам показалось, что всем сибмамам будут интересны и полезны ее советы. Ведь, как сказала Людмила Владимировна, «вся суть разрешения сложных ситуаций с детьми в том, что если вы понимаете, как и что у ребенка устроено в голове, вы примерно понимаете, как надо действовать».
” Например, если у ребенка повышенная тревожность, и его запросы всегда в разы больше того, что ему реально необходимо, задача родителей не ссориться с ним из-за каждой, условно говоря, «конфеты», не ограничивать его потребности, а, наоборот, – давать как можно больше. Дефицит лечится только изобилием! Нужно пытаться опередить ребенка, дать ему раньше, чем он попросит.
- Я часто говорю родителям, у которых такие «ненасытные» тревожные дети: утром он проснулся и еще не успел рот открыть, а вы ему сразу «конфету» под одеяло. Каждый раз, когда родители делают это, им стоит повторять: «Я делаю так просто потому, что ты наш ребенок». И, если родители это делают, то они на пути к победе.
” - Одна такая «конфета», данная ребенку до того, как он успел попросить, может быть важнее, чем пять килограммов, выданных по его просьбе. Но «выздоровление» ребенка происходит не за один раз, и чем чаще вы это сделаете, тем ближе победа.
Какие-то состояния дефицита могут возвращаться и через годы. Люди, пережившие блокаду, и через 50 лет не могут выбросить горбушку хлеба. Ребенок и через годы, будучи уже большим, может «цепляться за подол», если мама уезжает в командировку. Общий принцип лечения один – дефицит лечится изобилием.
Поскольку Людмила Петрановская еще и семейный психолог, то в ее практике было много ярких историй. Одной из них Людмила Владимировна поделилась с аудиторией.
- На прием пришли мама и папа приемного сына - восьмилетнего мальчика. Справляться с ним у них уже не было сил. В свои восемь лет он никого не слушал, убегал из дому, пропускал школу... В качестве примера его «отвратительного поведения» родителями был приведен случай с походом в лес. Нужно было собрать хворост для костра, и папа с семилетним сыном, пошел в лес. Уже темнело, и возвращаться к костру надо было через высокую траву. Вдруг в какой-то момент ребенок остановился, заплакал, и... стал просить папу взять его на руки. Отец возмутился: что за причуды! До костра оставалось метров сто, и мужчина твердым шагом пошел вперед. Следом, всхлипывая, хвостиком бежал ребенок. «Не понимаю, – возмущался родитель, – ведь все было до этого хорошо, и зачем было портить вечер, рыдать, проситься «на ручки» такому здоровому парню?!
...а за 20 минут до этого приемные родители рассказывали психологу о прошлом ребенка. Мальчик родился от молодых родителей-наркоманов. Когда они «ширялись», то выставляли полуторагодовалого малыша на площадку, где было темно, холодно и страшно. Малыш до посинения кричал там долгие часы, пока его, охрипшего и обессиленного, не забирали соседи, вернувшиеся с работы.
И вот теперь эта ситуация – темнота, высокая трава, где можно потеряться, вызвали у него ужас той пережитой травмы.
” - Все шло в руки родителям, – говорит Людмила Петрановская, - нужно было только «переписать» историю. Дети все хотят излечиться, и сами предлагают варианты. Если б папа в тот момент не стал воспитывать его, а сделал то, что ребенок просил – обнял его, успокоил, все бы разрешилось...
- Ведь все эти «программы» устроены примитивно, по принципу «ответ-запрос». Есть запрос – должен быть получен ответ. Получил его, переключил тумблер и пошел дальше. А если запрос есть, а ответ не получен: ребенок кричал-кричал, звал на помощь, но никто к нему вовремя не пришел, - то это будет прокручиваться у него внутри вновь и вновь, принимая разные формы. Поэтому, если видите логику, вы понимаете, как нужно действовать в какой ситуации. Но родителям, какими бы они подготовленными не были, это сложно.
Часто у приемных, да и у обычных родителей, возникает много вопросов, – что делать с детьми в сложной или необычной ситуации? Как реагировать на их запросы? Если вы регулярно сталкиваетесь с такими проблемами, то, возможно, вам помогут книги Людмила Петрановской: «В класс пришел приемный ребенок», «Как ты себя ведешь, 10 шагов по изменению трудного поведения», «Трудный возраст», «Что делать, если…». Недавно в свет вышла еще одна книга «Минус один, плюс один», адресованная семьям, которые хотят усыновить ребенка, и уже совсем скоро на московских прилавках появится еще один психологический бестселлер этого автора под названием «Тайная опора».
ANSO писал(а): |
---|
Т.е. я правильно поняла, если я дочери включу с самого утра, как только она открыла глаза, и не буду выключать пока не стемнеет, по её же просьбе, то это будет воспитательный положительный момент? |